Приходите, музыки хватит на всех

...Собираясь написать о «Музыкальных средах Альянс Франсез», я достала из своего письменного стола папку с нужными материалами. Неловкое движение – и по полу веером разлетелись изящно оформленные программки: розовые, голубые, сиреневые, зеленые... Бог мой, сколько же их было, этих концертов! Как много выступило на них исполнителей, сколько прекрасной музыки прозвучало!

Коль скоро эти строки пишутся для юбилейного номера «Бюллетеня», надо, наверное, вспомнить о том, как все начиналось. Поначалу были отдельные вечера, которые мы проводили обычно вместе с Валентином Михайловичем Мультатули, сочетая в одной программе страницы французской поэзии и музыки. А потом музыкальные вечера обособились от поэтических, появилось название – «Музыкальные среды Альянс Франсез», и концерты стали проводиться систематически с октября по май раз в месяц.

Юбилейные даты располагают к обобщениям, посему попробую ответить – en gros – на вопросы воображаемого корреспондента.

– Что за музыка звучит на ваших вечерах?

– Французская, и только французская, причем практически любая, не только камерная. Конечно, оркестр в камерном зале не разместишь, но симфоническая музыка нередко звучит в четырехручном фортепианном переложении. Исполняется и оперная литература (разумеется, в сопровождении фортепиано), и не только отдельные арии, но и целые сцены, иногда с мизансценами и в костюмах. Выступают у нас инструментальные и вокальные ансамбли, камерные хоры и, конечно же, солисты. На каких только инструментах не звучат произведения французских композиторов! Фортепиано и арфа, орган и клавесин (концерт, где эти инструменты «говорили» по-французски, состоялся в зале Капеллы), тут и семейства смычковых и духовых и даже русские народные инструменты. С участием последних, помнится, получился очень яркий концерт, на котором сочинения французских мастеров разных эпох предстали в новом звуковом наряде, исполненные на домре, балалайке, баяне, гуслях...

Чтобы помочь слушателям ориентироваться в звучащей музыке во всем разнообразии ее стилевой, хронологической и жанровой принадлежности, мне, как организатору музыкальных вечеров, показалось уместным выстраивать их вокруг единой темы. Я перебираю наши программки: вечер французской миниатюры, сонатный вечер, концерт-бал с программой, составленной из танцевальных пьес, «Мир музыки Франсиса Пуленка», «Мир детства в произведениях французских композиторов», «По страницам комических опер и оперетт», концерт, посвященный исключительно виртуозным сочинениям, с блеском исполненным консерваторскими студентами.

А вот мини-циклы из трех-четырех вечеров, объединенных по принципу хронологических «срезов» (от музыки «Золотого века» до современной), географической «привязки» (испанская и итальянская темы, тема Востока в творчестве французских композиторов), программного содержания музыки («Голоса природы», «Жанровые зарисовки», «Любовь, любовь…»), либо своего рода картинки музыкального быта Франции в разные эпохи (исполнявшиеся при дворе французских королей, звучавшие на подмостках парижской оперы, в концертных залах Парижа или на парижских бульварах). Изюминкой этого последнего мини-цикла стали хореографические композиции в исполнении артистов балета.

Были, наконец, сезоны, посвященные целиком одному тематическому циклу. Под общим названием «Великие имена французской музыки» перед слушателями предстали «портреты» композиторов – от Рамо до Равеля. Концерты предыдущего сезона позволили аудитории познакомиться с музыкально-исполнительскими школами Франции – фортепианной, вокальной, струнной, духовой, клавирно-органной, хоровой.

Составление программ концертов по тематическому принципу позволяет сделать более информативными вступительные слова перед концертами. На французском и русском языках объявляют номера программы наши ведущие – Роман Киселев и Игорь Мухин. Музыка французской речи, сливаясь с собственно музыкой, придает нашим концертам, смею думать, особый шарм.

– Кто выступает на «Музыкальных средах»?

– За все эти годы в них приняло участие немало музыкантов, причем некоторые выступают по нескольку раз. Известные петербургские исполнители – народные артисты России, заслуженные артисты, лауреаты международных конкурсов и музыканты, лишь начинающие свой профессиональный путь, включая самых юных – учеников Школы-лицея и Школы-студии при Консерватории. Солисты оперных театров Елена Устинова, Маргарита Алавердян, Юлия Герцева, Ольга Воробьева, Надежда Васильева, Злата Булычева, Галина Сидоренко, Наталия Бирюкова, Константин Котельников, Евгений Уланов, Николай Островский, Андрей Славный, Александр Дедик; педагоги Консерватории, концертирующие музыканты Нина Оксентян, Виктория Евтодьева, Георгий Селезнев, Валерий Вишневский, Владимир Мищук, Алексей Массарский, Татьяна Загоровская, Ярослав Пугач; участники полюбившихся нашим слушателям фортепианных дуэтов М. Смирнова и В. Шекалов, Е. Никольская и О. Сайгушкина, Т. Зайцева и А. Махлаевский, Игорь и Кира Таймановы; солисты петербургских оркестров А. Федоров, О. Северин, А. Богук, Л. Коркин, А. Позин; опытные концертмейстеры Л. Набок, В. Пайкина, Е. Спист, И. Шарапова, С. Шляпникова, Д. Часовитин; камерный хор под управлением Г. Чернова, вокальные ансамбли «Монплезир» и «Carillon»... Я назвала, разумеется, далеко не всех, кто принимает участие в исполнении французской музыки и украшает своими выступлениями наши вечера. Глубокая им всем признательность! Примечательно, что многие участники «Сред», «заболевая» французской музыкой, начинают проявлять инициативу: не дожидаясь приглашения выступить, предлагают все новые образцы французского репертуара, специально разыскивая и разучивая еще не звучавшие или редко исполняемые произведения.

– Кто посещает ваши концерты?

– Мне кажется, у нас сложилась «своя» публика, которая любит нас и которую мы любим, публика интеллигентная, доброжелательная, чуткая, очень «петербургская», способная по достоинству оценить музыку и исполнителей. К нам приходят люди самого разного возраста и разных профессий, которых объединяет живой интерес к музыкальной культуре Франции. Да и то сказать: нигде в городе французская музыка не звучит в таком объеме, как на «Музыкальных средах» Альянс Франсез.

В заключение я рассказываю воображаемому корреспонденту о той помощи и поддержке, которую мы ощущаем со стороны директора ассоциации, являющегося одновременно руководителем Французского института. Г-н Фор часто бывает на «Музыкальных средах» и выступает перед слушателями. Большую работу по организации музыкальных вечеров ведут сотрудники «Альянс Франсез». Я с удовольствием вспоминаю сотрудничество при подготовке к концертам с Наташей Лейбович и Наташей Пластининой, а теперь, когда за проведение концертов отвечает Марина Журавлева, также можно быть уверенным, что все пройдет как надо. Хочется выразить огромную благодарность дизайнеру Французского института Валерии Колычевой, каждый месяц оформляющей программки «Музыкальных сред». Впереди много новых концертов, новых встреч с богатейшим миром французской музыки. Надеюсь, что наши постоянные слушатели останутся нам верны, и мы приобретем новых ценителей французского музыкального искусства.


Наталия Корыхалова,
профессор Санкт-Петербургской консерватории
к оглавлению Bulletin N6
Alliance Française de Saint-Pétersbourg
www.af.spb.ru 
  Saint-Pétersbourg francophone  
www.fr.spb.ru
Rambler's Top100
Alliance Française de Saint-Pétersbourg
www.af.spb.ru 
  Saint-Pétersbourg francophone  
www.fr.spb.ru
Rambler's Top100