Le Bulletin
de l'Alliance Française

n.7, août 2002
Sommaire
Бюллетень
Альянс Франсез

n.7, август 2002
Оглавление
 Главная страница  Курсы французского языка  Уровни и международные стандарты  Бюллетень  Контакты

          Le théâtre russe

Мольер на все времена

В.М.Мультатули
В мае 2002 года «Ученым женщинам» Мольера исполнилось 330 лет. Но они воистину не стареют. По свидетельству современников автор трудился над ними четыре года. Даже если в этом утверждении есть некоторое преувеличение, несомненно все же, что над этой комедией он работал значительно больше, чем обычно над другими своими произведениями. Очевидно, что пьеса не из тех, которые писались на скорую руку. Мольер долго обдумывал характеры, чеканил стих. При этом Мольер остался верен самому себе, а также эстетике и правилам классицизма: ученые женщины, как и посещающие их остроумцы, и служанка Мартина, и мягкотелый Кризаль ничуть не меняются по ходу пьесы. Вспомним слова Пушкина: у Мольера Скупой только скуп. В этом следует видеть не недостаток, а своеобразие Мольера, творца «высокой комедии», и в данном случае – яркой комедии характеров. «Силуэты намечены уверенной рукой, но застыли на месте, как на академической картине. Мольер здесь превзошел самого себя, это правда. «Ученые женщины» не только восхищают знатоков, но и забавляют неискушенных зрителей комичностью ситуаций, контрастом между иными колкими репликами и тяжеловесными сентенциями добряка Кризаля». Так пишет крупнейший современный исследователь Мольера Жорж Бордонов. (Georges Bordonove. Molier geniale et familer. Paris, 1967.) Мольер высмеял смешные претензии на изысканность стиля и мнимую ученость. Время показало, что смех Мольера радовал не только современников: он останется с нами на всю нашу человеческую вечность. Приобщиться к театру величайшего комического поэта позволяет спектакль труппы Альянс Франсез в Санкт-Петербурге.
Свой десятый сезон труппа начала 20 ноября в академии культуры возобновлением этого старого спектакля, не шедшего в течение двух лет. Неизменно участвуют в нем артист А.А.Баранов (Триссотен), игравший эту роль еще во Французском театре в Юсуповском дворце, создавая заразительный по веселому лукавству и сатирической легкости образ самовлюбленного графомана; артистка И.Э.Комарова, рисующая яркими красками увлеченную, неистовую и вздорную поклонницу Триссотена и при этом самую «ученую» жеманницу Филаминту. Старшая дочь ее Арманда в исполнении артистки Т.П.Колосниковой предстает как запутавшаяся во лжи, жертва уродливого воспитания. Желая расстроить брак младшей сестры, она говорит:
Как! Звание прекрасное девицы
Ты на замужество готова променять?
Как эту пошлость мышленья понять?
И ты при этом можешь веселиться!?
Артистка Колесникова создает во многом противоречивый, но художественно внутренне цельный образ. Однако при всей психологической глубине мольеровских персонажей они никогда не выходят за рамки комедийного жанра. Младшая, неунывающая Генриетта, стремится к замужеству «с любимым и влюбленным», артистка Е.Б. Скоробогатова), проявляя удивительное простодушие, ум и непосредственность. Л.Н.Петухова играет Белизу, тетушку Генриетты, которая бредит науками и философией и при этом, вопреки очевидной действительности, убеждена, что в нее влюблены все встречающиеся с ней мужчины. Простосердечная кухарка Мартина (Р.И. Журавлева) за словом в карман не лезет и на своем «непричесанном» языке выражает мысли намного яснее, чем ее ученые барыни на изысканно правильном. Живым человеком предстает неизменный персонаж старинных пьес здравомыслящий резонер Арист в исполнении заслуженного артиста России В.А.Кузина. Он обвиняет беспомощного Кризаля в том, что творит его жена Филаминта:
Лишь ваша слабость ей дарует власть.
Вы сделали ее своею госпожою,
Вы ей позволили командовать собою.
Она командует и всласть!
Запоминается в маленькой остро характерной роли нотариуса заслуженный артист России В.П.Шагин. Этот спектакль стал дебютом для С.Н.Иванова, создавшего образ Кризаля, слабовольного отца семейства, полного благих порывов и совершенно неспособного что-либо предпринять. Это не мешает ему многое видеть и кое-что правильно оценивать:
Нет, что-то нехорошее есть в том,
Что женщина все книжечки читает:
Пускай она детей получше воспитает,
Уют создаст в семье,
с умом ведет расходы!
И в этом знанья все
и мудрость женщин от природы. /.../
Все стали рассуждать!
И рассуждают жутко!
Они, как станут рассуждать,
От рассуждений-то
лишаются рассудка!
В роли Клитандра выступает молодой артист Александр Шарневский. С горячностью добродетельного и благоразумного юноши, напоминающего Альцеста и грибоедовского Чацкого, людей, не способных лгать и притворяться, он говорит:
Зачем ученостью
как платьем щеголять? /.../
Я очень уважаю вашу мать,
Но не могу как попка восхищаться,
Во всем ее причудам угождать,
А главное, ее героем восторгаться.
У Мольера нет «маленьких», бесцветных ролей, поэтому запоминается и нахальный пройдоха Жюльен (К.И.Скоробогатов), и озорной мальчишка, слуга Лепин (Колючка), которого играет студент Академии культуры Илья Ивахнов, он же является ассистентом режиссера. Музыку из произведений французских композиторов XVII—XVIII веков подобрала к этому спектаклю концертмейстер Академии культуры С.К.Филиппова. Перевод комедии сделан режиссером спектакля В.М.Мультатули. Этот перевод опубликован с режиссерским комментарием и библиографией издательством Санкт-Петербургской Академии культуры, СПб, 1997.

На программках спектакля можно прочитать две примечательные надписи: одна говорит об особой роли Александринского театра в судьбе труппы, другая о том, как труппа относится к Мольеру. «Устроители спектаклей благодарят Дирекцию Александринского театра за неизменную благородную помощь». Театр дает труппе костюмы и предоставляет ей помещения для репетиций. Вторая надпись гласит: «Мольер может жить только в простодушной среде. Не надо спорить о Мольере. Чтобы его понять, надо его любить». Режиссер и исполнители озабочены лишь тем, как передать творение драматурга.

За истекшие девять сезонов труппа Альянс Франсез дала 222 спектакля и концертов. На первом месте по числу представлений стоят «Ученые женщины» (58 спектакля), затем «Тартюф» (36 спектаклей). «Стулья» Ионеско (постановка Л.З.Артемовой) были сыграны уже 10 раз и будут идти в течение десятого сезона. В репертуаре труппы современная французская драма: Жан Винигер «Всего лишь немного любви», где старая умирающая мать (Л.Н.Петухова) встает на защиту своей семьи от надвигающегося на нее отчаянья, от духовной опустошенности, от наркомании, от бескрылого практицизма и побеждает.

Об истории этого театра, о его других спектаклях и о его замечательных артистах мы надеемся рассказать в дальнейших номерах нашего «Бюллетеня AF». Хочется пожелать дальнейших творческих радостей и успехов труппе Альянс Франсез, десятый сезон которой совпал – и не случайно! – с десятилетием нашей Ассоциации.


[ Saint-Pétersbourg francophone ]
[ Ecole de l'Alliance Française ]
[ Administrateur du site ]
Главный редактор: Алексей Сато.
Редакция: Г.М.Драган, С.З.Ластовка, В.С.Ржеуцкий.
Дизайн и верстка: Д.Иванова, Д.Лисаченко.
 
Rambler's Top100