Le Bulletin
de l'Alliance Française

n.7, août 2002
Sommaire
Бюллетень
Альянс Франсез

n.7, август 2002
Оглавление
 Главная страница  Курсы французского языка  Уровни и международные стандарты  Бюллетень  Контакты

          Киноклуб

Великий сын великого отца

Юрий КОНЕНКО
В историю мирового кинематографа Жан Ренуар вошел как уникальный режиссер, которому были подвластны любые жанры – от популярного до самого изысканного. Многогранность его таланта вызывает восхищение. Ренуар – автор огромного количества фильмов: это и постановки литературных произведений, и экспериментальные ленты, сатирические комедии, водевили, социальные драмы. Почерк мастера всегда узнаваем: глубокая философская осмысленность и при этом чуть насмешливая манера повествования – вот козырная карта режиссера.

Жан Ренуар родился в Париже 15 сентября 1894 года, когда его отцу – знаменитому художнику-импрессионисту Огюсту Ренуару было 53 года. И хотя никто из трех сыновей не пошел по его стопам, все они так или иначе связали свою жизнь с искусством. Младший, Клод, стал художником-керамистом. Старший, Пьер, – талантливым актером, он дебютировал у Жана Ренуара в фильме “Дочери воды”, а также играл в его картинах “Ночь на перекрестке”, “Госпожа Бовари” и “Марсельеза” в роли Людовика ХVI. В свою очередь сын Пьера – Клод Ренуар начал работать оператором у своего дяди – он участвовал в создании фильмов “Тони”, “Загородная прогулка” и других.

Образование Жан Ренуар получил в престижном колледже, который недолюбливал и называл “своего рода элегантной тюрьмой”. Здесь под влиянием Вергилия он даже начал писать стихи. Во время учебы произошло знакомство будущего режиссера с кинематографом. Но в 1914 году, получив степень бакалавра, молодой человек отбывает воинскую повинность и прямо из драгунского полка попадает на фронт. Через год, после серьезного ранения, он демобилизуется. Во время долгого лечения единственным его времяпрепровождением опять становится кинематограф. Правда, в ту пору Ренуар отдает предпочтение американским лентам, которых пересмотрел множество. Подлечившись, Ренуар снова возвращается на фронт, на сей раз уже в качестве летчика. После второго ранения война для него закончилась.

В 1919 году он женится на молоденькой натурщице отца Катрин Хеслинг, оборудует керамическую мастерскую и на протяжении нескольких лет посвящает себя этой профессии. Некоторые из ваз, изготовленных им в ту пору, ныне выставлены в музеях. Правда, его по-прежнему интересовал кинематограф.

Все перевернул в жизни Ренуара фильм “Безумные женщины” Эриха фон Штрогейма, который предрешил его дальнейшую судьбу, а позже повлиял на ренуаровскую стилистику. Да и к тому времени Катрин Хеслинг перестает позировать художникам и мечтает “позировать” для кино. Для нее Жан Ренуар пишет сценарий картины “Жизнь без радости”. Это соприкосновение с процессом создания фильма положило конец всем сомнениям Ренуара. Стало понятно, что его истинный путь – кинематограф. На деньги отца он основал собственную кинокомпанию и в 1924 году снял первую свою картину “Дочь воды” с изысканными пейзажами и необычным решением сцены сна героини. В то время во французском кинематографе господствовало течение “авангард”, сформировавшееся под влиянием символизма, балетов Дягилева и драматургии Поля Клоделя. “Дочь воды” трудно было назвать авангардистской, поскольку в ней слишком большое внимание уделено натурным съемкам, актерской игре и живописности, близкой импрессионизму. Все эти качества в полной мере можно отнести к большинству последующих произведений автора.

Тогда Жан Ренуар увлекался легендами и всем фантастическим, что полностью соответствовало таланту его жены. Он ставит с ее участием экспериментальную картину “Маленькая продавщица спичек” по сказке Андерсена, в которой пытается в павильонной обстановке при помощи макетов и различных ухищрений создать особый мир фантазий и грез – этакий синтез Мельеса и немецкого экспрессионизма.

Во всех лентах Ренуара эпохи немого кино центром притяжения являлась Катрин, с ее порывистостью и чувственностью. Позже Ренуар напишет: “Вся ценность моих первых работ заключена в игре Катрин Хеслинг, это была актриса потрясающая, слишком потрясающая для трусливых французских коммерсантов”.

Естественно, занятие кинематографом требовало больших затрат, а деньги отца кончились. Далеко не каждый фильм приносил прибыль. И Ренуар был вынужден снимать коммерческие ленты, такие как “Колонии” или “Турнир”, чтобы заработать средства для создания собственных оригинальных произведений.

С приходом звука в кино наступил новый период в творчестве Ренуара. Пройдя через достижения и неудачи, он снискал славу мастера, не имеющего себе равных в мире кинематографа. Рассказывать истории, придумывать зрелища и получать от этого эстетическое наслаждение – неотъемлемые черты искусства Ренуара. На каждом этапе художник постоянно совершенствовался и открывал нечто новое. Так, экранизация водевиля “Слабительное для ребенка” произвела своего рода революцию. В то время шумы и звуки обычно имитировались в студии, а он записал подлинные шумы спускаемой в уборной воды. Этот эксперимент имел большой успех. Появляются “Ночь на перекрестке”, “Сука” (одна из значительных его работ), “Шотар и К”, “Мадам Бовари”, анархистский по своему духу фарс “Будю, спасенный из воды”.

Ренуар всегда заботился о социальной достоверности своих героев. В фильме “Тони” он прибегает к строгому, почти документальному репортажному стилю. Отмеченная печатью подлинного реализма, построенная на факте уголовной хроники из жизни рабочих, картина удивительно правдива и совершенна по пластическому решению. Наконец-то французское кино заговорило о современности. Следующая лента “Преступление господина Ланжа” о жизни парижского предместья отмечена нежной симпатией к героям и чувством юмора.

Нельзя отказать Ренуару и в последовательности. Так, сблизившись с коммунистами, он с группой кинематографистов снял агитационный киноплакат “Жизнь принадлежит нам” для поддержки компартии на выборах. А созданная по заказу историческая драма “Марсельеза” стала отражением единения левых сил с правительством Франции.

Одной из самых значительных лент французского довоенного кино является “Великая иллюзия”, отмеченная премией на Венецианском фестивале. В ней режиссер использовал личные воспоминания, когда в 1916–1917 годах был военнопленным и содержался в лагере. Фильм был запрещен к показу Геббельсом в Третьем рейхе и в Италии, а затем и в оккупированной Франции. На экраны вновь вышел лишь в 1946 году. Не повезло и “Загородной прогулке”, снятой в 1937 году и вышедшей на экраны лишь десять лет спустя.

Пророческий фильм “Правила игры” 1939 года можно считать венцом творчества режиссера и в то же время его концом, ибо он стал предвестником грядущей катастрофы. Публика встретила премьеру картины улюлюканьем и свистом. А вскоре началась война и фильм был запрещен военной цензурой как деморализирующий.

Многие мастера покидали Европу и уезжали работать в Голливуд. Среди них были известные французские режиссеры Жюльен Дювивье, Рене Клер и Жан Ренуар, а также кинозвезды Шарль Буайе, Жан Габен, Мишель Морган.

Десять лет провел “самый французский постановщик” вне родины. К американскому периоду Ренуара относится ряд фильмов, среди них типично ковбойская история “Болотная вода”, “Дневник горничной” о Франции конца минувшего века, “Южанин” из жизни американских фермеров, ставший лауреатом Венецианского фестиваля как лучший иностранный фильм.

В Индии Ренуар снимает ставшую призером Венецианского кинофестиваля пантеистическую элегию “Река”. Что интересно, тогда его ассистентом был ныне всемирно известный режиссер Сатьяджит Рэй. В Риме Ренуар совместно с Лукино Висконти работал над “Тоской”. Там же он делает “Золотую карету” с восхитительной Маньяни – ленту, отмеченную тонким чувством цвета и приемами, заимствованными из итальянской народной комедии.

С 1954 года Ренуар работает на телевидении, часто обращается к театру в качестве автора пьес и постановщика спектаклей. Параллельно занимается литературным трудом. Кроме книги воспоминаний об отце, написал книгу о себе “Моя жизнь и мои фильмы”, издал три романа “Записки капитана Георга”, “Сердечное удовлетворение” и “Преступление англичанки”. С 1960 года преподавал режиссуру в университете в Беркли. В 1970 году поселился в Беверли Хиллз и принял американское гражданство. И хотя режиссер умер в Калифорнии, его прах покоится на родине рядом с могилами предков.

В 1974 году Жану Ренуару была вручена почетная премия “Оскар” – “Гению, который с завидной преданностью работал в немом, звуковом, игровом, документальном и телевизионном кино, завоевав всемирное восхищение”. И к этому нечего добавить.


[ Saint-Pétersbourg francophone ]
[ Ecole de l'Alliance Française ]
[ Administrateur du site ]
Главный редактор: Алексей Сато.
Редакция: Г.М.Драган, С.З.Ластовка, В.С.Ржеуцкий.
Дизайн и верстка: Д.Иванова, Д.Лисаченко.
 
Rambler's Top100